Архив
No table of contents found.

Елатомцева Т., Чистякова Н. Фестиваль в Нарве «Большая или малая Пандора»

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники

ЕЛАТОМЦЕВА Т., ЧИСТЯКОВА Н. ФЕСТИВАЛЬ В НАРВЕ «БОЛЬШАЯ ИЛИ МАЛАЯ ПАНДОРА»

Удивительное дело, невозможно понять, что происходит с людьми. Материалы, с распространением интернета стали доступнее, чем раньше. На форуме все несколько раз разжевано и перерасcказано: как носили то или иное платье, как следует шить и как надо выглядеть на балу или в лагере в соответствии со временем и эпохой. Для наглядности в галерее тщательно подобраны и датированы портреты. И все – равно: с упорством, достойным лучшего применения, дамы, приезжающие на фестиваль в Нарву, одеваются во что угодно, кроме того, что положено.


Если в женских головах 19 век в основном делится на 3 эпохи: ампир, платье с большим круглым кринолином и модерн с турнюром, то 18 век сливается в нечто усредненное, в лучшем случае это панье, складки Ватто и шлейф подлиннее, а белый синтетический парик позаковыристее. Милые дамы! Это все замечательно! И даже видно, сколько труда и фантазии вложено в ваши несравненные одежды. Но хороши они только для домашних театральных постановок или карнавала в день вашего города. Вы же не хотите выглядеть, как спесивые сёстры Золушки? Как с этим бороться – трудно сказать, тем более, что милых дам обижать совсем не хочется, они все же приложили максимум своих усилий, чтобы достойно выглядеть. Видимо, все дело в недостатке информации, которую надо повторять снова и снова. Ведет же Александр Васильев уже не первый сезон передачу о моде и ежедневно, по будням, повторяет правила хорошего вкуса. Но у нас нет столь широких возможностей, поэтому решили ограничится только временем проведения фестиваля, но подготовиться заранее.

Поелику Государь император наш Пётр Алексеевич 4 января 1700 года указ изволили издать «О ношении платья на манер венгерского», то надлежит нам сей указ исполнять, особливо то, что женского полу касаемо: «женскому полу всех чинов, также попадьям и дьяконицам и церковных причетникам и драгунским и солдатским и стрелецким женам их и детям носить платье и шапки и кунтуши, а исподнее бостроги и юпки немецкие же, а русского платья и черкесских кафтанов и тулупов и азямов и штанов и сапогов и башмаков и шапок отнюдь никому не носить».

Дабы женскому полу не впасть в ошибку, Государь повелел, чтобы “… по градским воротам … для образца повешены были чучелы, сиречь образцы платью”, а тако же присланы были куклы французские – Пандоры в нарядах иноземных. С них пример в одежде брать приличествует, кои дамы согласно политесу одеты будут , честь великую и почёт обретут, а ослушников Государь зело строго наказать изволит: «с тех людей в воротах целовальникам имать пошлина, с пеших по 13 алтын и 2 деньги, с конных по 2 рубли с человека; также и мастеровые люди станут делать и в рядах торговать: и тем людям за ослушание их, учинено будет жестокое наказание». Посовещавшись, пришли мы с девушками нарвскими к идее: объявить конкурс по созданию таких кукол, с историческим гардеробом и внешнего вида по- возможности исторического.

Изначально, в XVII веке, когда эти куклы использовались и несли вполне реальную просветительскую миссию в мире моды, которую нынче взяли на себя многочисленные глянцевые журналы, кукол изготавливали из дерева, ручки-ножки на шарнирах, личики гипсовые или фарфоровые – крашеные, волосики из натурального волоса. Сегодня столь трудоемкая технология подвластна далеко не всем, поэтому сразу исключили из условий конкурса саму куклу. Её миссию договорились отдать готовым китайским интерьерным марионеткам. Они хоть и безликие, зато из натурального дерева, с шарнирами в конечностях и по цене доступны. А кто хочет, тот своей Пандорке личико самостоятельно долепить сможет, сообразуясь со своим пониманием истории и вкусом.

Леди Клепхем из музея Виктории и Альберта в Лондоне

Это всемирно известная Леди Клепхем из музея Виктории и Альберта в Лондоне, гардероб которой стал прообразом и эталоном для нашего творчества.

Вывесили объявление на форуме и предложили всем участникам Нарвской баталии заранее подготовить «Большую или малую Пандору»: куклу-манекен в наряде 1700-1709 годов. Пообещали мастер-класс по изготовлению гардероба Пандоры, а также завлекательное зрелище с раздеванием куклы сией до исподнего белья.

Выставка на поле Выставка на поле

Оговорюсь сразу. Конкурса как такового не получилось, хотя был приготовлен главный приз – большой полуметровый деревянный манекен для большой Пандоры. Дело это новое, неизведанное, сначала стоит посмотреть, подумать.

Однако, фестиваль всё же состоялся. Из предполагаемых семи первых участников свои творения представили пять человек. Спасибо Александру Станчику и Нарвскому клубу, они удачно поставили чуть в стороне от лагеря большую открытую палатку. Её местонахождение мы оценили чуть позже, когда в субботу, после обеда, проходило третье сражение и взятие лагеря. Боевые действия со стрельбой и грохотом пронеслись рядом, нас почти не затронув. Зато зрители могли спокойно разглядывать нашу небольшую экспозицию, да и сами участники баталии в свободное время проявили немалый интерес к нашим игрушечкам, только администрация музея полностью проигнорировала наши действия. Скорее всего, мы были неинтересны для них, т.к. конкурс не заявлялся в официальный лист мероприятия . Надеюсь, это не скажется на дальнейшей жизни нашего новорожденного конкурса, потому, что мы смеем надеяться, что в Нарве он станет традиционным.

Теперь немного об участниках выставки и их творениях:

Первой свою куклу представила Инна Алексеенкова (Нарва). Это прелестнейшая дама в шелковом домашнем платье английского кроя. Правда по мнению самой изготовительницы, рукава получились слегка широковаты, но на то были весьма объективные причины в сложности пошива очень сильно секущейся ткани, поэтому при постановке на подкладку они выглядят немного не масштабными.

Затем, следуя по порядку была представлена Пандора Татьяны Елатомцевой (Санкт-Петербург) в полном парадном костюме. Платье соответствует крою а-ля-франсез, с соблюдением всех тонкостей кроя, наличием двух нижних юбок, валика, корсета. Голову украсил фонтанж и драгоценности но поскольку это представительница реконструкторского клана, то в качестве аксессуаров использованы очки и в руках корзинка с напитками. Для натурализма картины лицо барышни вылеплено из самотвердеющей глины, покрашено акриловыми красками в соответствии с барочной традицией нанесения макияжа: мушки в углу глаза и на уголке рта говорят, что она очень страстная особа “Убийца”, но при этом свое сердце она никому не откроет.

Следующими на столике были представлены три фигурки изготовленные Павлом Никаноровым (Санкт-Петербург). Это два солдата и барабанщик эпохи Петра Первого. Удивляет мастерство и тщательность изготовления фигурок , их одежды и амуниции. Отдельно хочется сказать об оружии: поражают воображение крохотные шпаги, пистолет и мушкеты, съемные штыки и почти работающие ружейные механизмы вызывают только восторг и удивление. Еще немного и из этих ружей можно будет стрелять, только кто сможет отсыпать нужную порцию пороха? Солдаты одеты в суконные мундирчики с латунными пуговицами, на ногах кожаная обувь, на головах формованные фетровые шляпы и это при общей высоте фигурки 20 сантиметров! Воистину велико умение мастера! Даже барабан настоящий с натяжкой из пергамента и с настроенным в соответствии с масштабом звуком. Сами фигурки на каркасе с фарфоровыми, расписанными в ручную лицами и натурального волоса прическами.

Далее Наталья Чистякова (Нарва) представила двух своих кукол. Госпожа и служанка. На служанке простая, бесхитростная одежка: длинная рубаха, юбка из плотного льна, вышитый передничек и на голове белый чепец. Дама одета в летнее парадное платье из дымчатого серого шелка с жаккардовым растительным рисунком, кроя а-ля -англез. Рукава украшены брюссельскими кружевами. Дама одета по правилам этикета в нижнюю сорочку, валик, нижнюю белую юбку. На голове высокая прическа фонтанж с драгоценностями.

И еще одна участница фестиваля из Ольга Круберг (Нарва) представила свою куклу в национальном турецком костюме. Кукла, конечно, слегка не вписывается в общую концепцию выставки. Но мы уговорили автора, столь велико было восхищение её мастерством, потому, что кукол Ольга целиком лепит сама из полимерной термотвердеющей массы, они у неё получаются с яркими характерами и очень обаятельные.

В качестве дополнительного рабочего материала были представлены листы с отдельными предметами из туалета Пандоры с описанием и небольшими пояснениями, как и было обещано, чтобы было удобно разглядывать скрытые верхним платьем детали туалета.

Последним представлено платье французской селянки с суконной юбкой и верхним коричневым шерстяным платьем, юбка которого подобрана по моде начала 18 века.

В поддержку первого фестиваля кукол прошла презентация рукописи Татьяны Елатомцевой “Рассказ о том как быть…”. Название несколько странное, если его не читать полностью. А звучит оно так в соответствии с традицией литературы того времени: “Рассказ о том, как быть даме одетой к лицу, по указу от четвертого дня января месяца 1700 года царя нашего батюшки Петра Алексеевича”. Тогда многое становиться понятным и простым. Как подзаголовок: “Для дам, интересующихся костюмом эпохи Петра I. Конец XVII- начало XVIII-го века. В этой рукописи отражены практически все аспекты женского платья эпохи барокко и начала стиля рококо, премудрости кроя, особенности ношения. Рассказано об аксессуарах и дамских мелочах, которые так украшают и дополняют образ, создаваемый барышней-реконструктором. Затронуты вопросы гигиены, косметики и быта, дана развернутая историческая справка.

В довершение презентации мы угощали всех желающих фруктовым крюшоном, а участники получили небольшие памятные сувениры. Основной же приз решили не присуждать никому, ведь это был первый опыт, его оставили для следующего раза. Надеюсь, наш почин приживется и получит поддержку в среде дам, приезжающих на фест в Нарву. И очень хочется верить, что участников, а тем более исторически правильно и красиво одетых дам на Нарвской ассамблее будет все больше, а окриков, что “не по эпохе вырядились” все меньше.

Приносим свою глубочайшую благодарность за помощь в подготовке акции: Екатерине Беляевой, Ирине Елатомцевой, Елене Никаноровой, Насте Чистяковой и всем мужчинам клуба Преображенского полка города Нарва.

С уважением Татьяна Елатомцева и Наталья Чистякова
16.08.2012.

ISSN код
История военного дела: исследования и источники
ISSN 2308-4286


Наш QR код

Сосканировав это код, Вы сможете сохранить Интернет-адрес страницы в Вашем мобильном устройстве