Бобровский Д.Е. Полоцк, домик Петра I и события Северной войны.
ПОЛОЦК, ДОМИК ПЕТРА I И СОБЫТИЯ СЕВЕРНОЙ ВОЙНЫ.
В древнем белорусском городе Полоцке до сегодняшнего дня стоит дом, в котором останавливался царь Петр I в 1705 году. Само здание постройки 1692-1694 гг., было частично перестроено в конце ХVIII – начале XIX вв. Сто лет назад полочане еще могли видеть над окнами этого строения лепное изображение двух гениев, которые держали в руках ленту с надписью на латыни: “Petrus Primus. Anno Domini MDCCV” – “Петр Первый. Год Господень 1705”.
В настоящее время с самим зданием начались серьезные перемены, как сообщает Полоцкий городской исполнительный комитет – “ На реконструкции с реставрацией «Домика Петра I» нами уже освоено порядка 340 миллионов рублей. Начинали с демонтажа кровли и перекрытий. Кровельные работы выполнены, создана современная стропильная система. В настоящее время на объекте трудится бригада плотников под руководством Степана Захаренко. Их задача — возведение подпорной стены, которая не позволит осыпаться грунту земляного вала, а также предупредит опасность, которая грозила строению от талых вод.” Проектом, разработанным КУП «Витебск-проект-реставрация», помимо основных работ по реконструкции здания музея (судя по запланированным экспозиционным залам, его назначение останется прежним) было предусмотрено благоустройство примыкающих к зданию территорий. Во время демонтажа обнаружилась кирпичная кладка конца ХVII века, у подвальных помещений сводчатые стены. Когда сняли слой наружной штукатурки, открылись фрагменты кирпичной кладки и ее сводчатые фрагменты, которые располагались в месте когда-то бывших под ними окон либо дверей. Также, во время работ, удалось найти бывший туалет начала ХVIII века и почти полностью сохранившийся столовый сервиз этого же времени. Открытие объекта было запланировано на конец 2011 года, однако из-за недостаточного финансирования было приостановлено. Глядя на все это, начинаешь задумываться, а стоило ли тогда его начинать???
Однако, вернемся в 1705 год… В этом году Полоцк должен был стать местом дислокации российских войск, с дальнейшем их продвижением внутрь Речи Посполитой и действиями против шведов. Сам город был назначен штаб-квартирой князя Н. И. Репнина, к которому 3-го марта прибыл А. Д. Меншиков, сопутствуемый Б. П. Шереметевым. Осмотрев стоявшие здесь пехотные полки: князя Репнина, Гордона (он же Бутырский) и де-Дьюита и найдя их в отличном порядке, он поспешил уведомить о том Петра I. “В Витепске зело, зело изрядно салдаты убраны – доносил он государю – и во всем доволны и здоровы, такожде и в Полоцку тем же подобны, только не так одежны; но и тем сукна привезены и будут все к пришествию твоему убраны; а шляпы и прочие к тому приналежности подряжают и привозят им из Кинезберха…” После смотра пехоты Меншиков пригласил к себе для совещания Шереметева и Репнина и поставил на очередь вопрос о наступлении на генерала Левенгаупта, но, не встретив со стороны этих двух генералов согласия своему плану, выехал 5-го марта в Вильно.
В дальнейшем, присутствие российских войск в Полоцке продолжало возрастать. 26-го марта, “сухим путем” приехал генерал-фельдмаршал фон Огильви, а на следующий же день – 27-го марта прибыл его полк, который был поставлен за рекою Полотою. 29 числа, стоявшие в городе полки – Генеральной (самого фельдмаршала?), Гордона и Гулица “вышли в поле”. 8-го мая из Витебска в Полоцк прибыли следующие части: фон Вердина, фон Делдина, Шереметева, Лефорта, Гасенюса и Абрамова, все эти полки расположились за рекою Двиной. На следующий день, 9-го мая пришли гвардейские Семеновский и Преображенский полки, расположившиеся также за рекою Полотой. 11-го мая, к гвардейской бригаде присоединился Ингерманландский полк, который также стал лагерем в поле, за рекою Полотой.
Наконец, 11 июня 1705 г., в Полоцк приезжает сам царь Петр Алексеевич. Будущий император пробыл в Полоцке около месяца. Здесь он издал манифест, в котором запрещал шляхте собираться группами и ехать в Варшаву на избрание нового монарха. 29-го июня, в день своих именин принял от отцов иезуитов приглашение отобедать у них в коллегиуме. Приветственную речь царю, его сыну Алексею и князю Меншикову произнес ректор Казимир Бельский. В тот раз хозяева произвели на царя хорошее впечатление. Во время обеда “при заздравном тосте о благоденствии высокого именинника производилась стрельба из пушек, поставленных на площади перед коллегиумом”. На следующий день после именин Петр с Меншиковым в сопровождении офицеров, в несколько не трезвом состоянии зашли в Софийский собор, потребовав у молящихся там униатских священников прервать службу и рассказать о соборе. Викарию Константину Зайковскому пришлось прервать службу и подчиниться. В каждом алтаре царь останавливался и слушал рассказ о происхождении висящих там икон, когда же подошли к иконе униатского митрополита Иосафата Кунцевича, царь грозным голосом спросил – “Кто это такой?!”. Отец Константин, не потеряв мужества, стал рассказывать про жизнь и мученическую смерть Кунцевича. “Ну, и кто же его отправил на тот свет?!” – допытывался Петр. Викарий твердо ответил: “Святого отца Иосафата лишили жизни витебские схизматики”. Этого было достаточно, чтобы Петр ударил кулаком не молодого священника. Зайковский упал, а Петр начал бить палкой лежащего викария. Меншиков выхватил палаш и одним ударом убил проповедника Феофана Кальбечинского – тот как раз принимал перед алтарем блаженного Иосафата причастие. Офицеры начали бить регента соборного хора Якуба Кнышевича, отцов Юзефа Онкудовича и Мелетия Кондратовича. Викария Зайковского и старого архимандрита Якуба Кизиковского забрали в лагерь и вскоре повесили.
На следующий день после этих кровавых событий, Петр издал универсал, в котором обвинял униатских священников в тайном сговоре со шведами и сапежинцами (сторонниками враждебного Петру Казимира Сапеги). Сразу же царь покинул Полоцк, вместе с двумя бригадами под командованием князя Голицына и генерал-майора фон Вердена отправился в сторону Вильно. Вслед за ними, 4-го июля, в поход двинулась артиллерия. Последней из города ушла бригада Дениса Рыдера вместе с князем Репниным 6-го июля.
После войны Полоцк обезлюдел. В 1716 г., сейм Полоцкого воеводства направил депутацию в Вильно с просьбой освободить город от податей. Довоенного количества населения город достиг только в 1770-ые гг. Софийский собор, также очень сильно пострадал в это время. Храм опечатали и сделали военным складом. Здесь хранили амуницию, а также временами содержали лошадей. 1-го мая 1710 г., в соборе прогремел взрыв, который уничтожил стену, левый боковой алтарь, повредил колонны и склепы. В период с 1738 по 1750 гг. он был вновь перестроен униатами в стиле Виленского барокко. Именно в таком виде, собор сохраняется и по сей день.