Соколов О.В. Мемуары о военно-исторической реконструкции
ЧАСТЬ III
ГОД 2007-й
События этого года так сильно повлияли на военно-историческую реконструкцию, что я решил выделить в отдельную главу, то, что случилось в этот год.
Но всё по порядку.
Я уже писал в первой главе, что всегда был уверен, что военно-историческая реконструкция имеет гигантский потенциал ─ моральный и финансовый. Что при правильной постановке дела этим прекрасным занятием могут увлечься многие тысячи людей. Что это очень важно для государства, потому что сотни тысяч людей и, прежде всего, молодых, будут не хулиганить на улице, а изучать историю своей страны; что миллионы зрителей смогут смотреть прекрасные исторические зрелища и тем самым узнавать, что в мире есть не только бандитские сериалы и т. д. и т. п.
Словом я всегда был уверен, что при правильной постановке дела оно может стать не менее важным, чем театр, балет, опера и даже спорт.
И вот, наконец, случилось, то, что я и ожидал. Хотя власти не откликнулись (пока, как мне казалось) на мой призыв, зато появился меценат.
Где-то осенью 2004 года меня нашёл секретарь Виктора Батурина (именно нашёл ─ не просто позвонил, а приехал специально в Петербург), сообщив, что его шеф очень ценит мои исторические труды и, прежде всего, «Армию Наполеона», и очень желает, чтобы я присутствовал на открытии выставки, посвящённой 200-летию коронации Наполеона, которое должно было состояться в декабре в Москве, в Бородинской панораме. На это открытие я приехать не смог, но контакт был установлен.
Почти целый 2005 год мы встречались с Батуриным, и я никак не мог понять, что же он мне хочет предложить. Но, в конечном итоге, мы договорились, что будем сотрудничать по созданию исторического фонда, директором которого я буду, а одновременно Батурин поможет военно-исторической реконструкции. Он узнал, что это такое, когда в начале декабря 2005 года приехал на поле Аустерлица и смог посмотреть, ту масштабную реконструкцию, которую мы там устроили.
Говорю «мы», так как я был автором сценария битвы и командующим самым большим соединением на поле ─ «корпусом Сульта», который насчитывал реально не менее тысячи реконструкторов из 3 тысяч человек, бывших в этот день на поле. Батурин был под впечатлением и уже 31 декабря того же года я приехал в Москву, точнее прилетел, так как меценат послал за мной специальный самолёт! И с 2006 года началась работа…
Правда, не всё было гладко, я бы даже сказал, всё было очень сложно, так как Виктор Николаевич человек очень не простой. Не могу и не хочу говорить о нём плохо уже хотя бы потому, что он сейчас переживает трудные моменты своей жизни, и потому, что он нам многим помог. Но должен сказать, что с таким партнёром порой можно было сойти с ума…
Как-то я пожаловался охраннику и помощнику Батурина на непредсказуемость его шефа. На что тот невозмутимо ответил:
− Олег Валерьевич, а у Вас есть другие варианты?
Других вариантов у меня действительно не было. Никто, ни государство, ни меценаты, нам больше так не помогали…
С большим скрипом, но я добился того, чтобы Батурин профинансировал огромное мероприятие летом2006 г. в Варшаве и Пултуске, посвящённое 200-летию одноимённого сражения. Действительно, деньги на это он дал щедро, но как всегда с безумными нервами и в последний момент.
Но всё удалось на славу. Битва при Пултуске была грандиозной и не столько по количеству участников, хотя их было очень много ─ 1250 человек, но по размаху всего оформления действия. Достаточно сказать, что так как я не нашёл необходимого нам поля в пределах необходимого радиуса вокруг Пултуского замка, я распорядился вырубить редкий лес и выкорчевать его, чтобы освободить нужную площадку. Так как за всё щедро платилось, лес был выкорчеван, а на поле битвы сооружены декорации, которые создавал не кто-нибудь, а главный художник фильма «Огнём и мечом» ─ Анджей Халинский. Лошадей поставляли те же подрядчики, что и для этого фильма.
Концепция Пултусского мероприятия была такой же, как и последующих моих мероприятий. Не обкрадывать реконструкторов, а дать им всё, что необходимо для проведения интересного мероприятия. С другой стороны быть требовательным, ведь человеку обеспечивается бесплатный проезд до места проведения мероприятия, бесплатное питание, и что очень важно для кавалеристов ─ бесплатная лошадь. О том, насколько это важно, можно понять сейчас, когда на поле битвы под Лейпцигом нам не только ничего не дают, но и требуют до 600─700 евро за прокат на 2 дня одного коня!!
Нам конечно не надо было платить такую сумму за лошадей, ведь мы брали их оптом, да и в Польше всё подешевле, тем не менее, только за коней мы отдали где-то около 100 тысяч евро! Каждый реконструктор получил бесплатное вкусное питание, мы обеспечили отличную пиротехнику, устроили праздник в Варшаве, а для офицеров бал в Королевском дворце, и сверх того за дорогу заплатили всем по 100 евро на человека!
Вот такая у меня концепция военно-исторической реконструкции ─ не обворовывать людей, а находить деньги и обеспечивать их.
Что же касается Пултуска, его последствия оказались не очень радостными для нас. Батурин пришёл в негодование от того, что польские власти фактически запретили нам продажу билетов на реконструкцию битвы, а точнее обставили её такими условиями, выполнить которые было просто нереально. В результате мы потратили кучу денег, но ничего не заработали.
К концу года меценат впрочем, сменил гнев на милость, и профинансировал съезд по превращению Военно-исторической ассоциации России в Общероссийское военно-историческое общественное движение. Этот съезд состоялся 4─6 ноября в Сочи, в шикарной гостинице на берегу моря. В его работе приняли участие депутаты от военно-исторических объединений со всей страны. Среди собравшихся были господа А.В. Лужбин, А.А. Рощин, В.Е. Цеглов, В.Б. Мастерских, В.Б. Гришунин, В.В. Ковшутин, А.В. Таланов, Г.В. Истомин, Р.Н. Климов, И.Ю. Кудряшов, С.А. Загорный, П.Г. Алёхин, С.Г. Уланович, П.А. Васин С.В. Беляев, И.В. Карасёв, О.С. Нельзин, В.А. Зевлевер, А. Руденко, О.В. Шпилёв, А.А. Потоцкий, многие другие известные в военно-историческом мире персоны.
Интересно, что, когда мы обсудили общие вопросы нашего движения, и я предложил высказаться по поводу вопроса выдвижения кандидата в президенты, собравшиеся просто рассмеялись и сразу проголосовали единогласно за пишущего эти строки.
Увы, нашему меценату не хотелось просто оставаться меценатом. Он давал деньги и решил, что должен контролировать всё и вся в организации. Так, несмотря на решение съезда, г-н Лужбин уже в Москве переделал устав и подложил его Батурину. В этом уставе предполагался президент в виде английской королевы, который имеет все почести, но мало реальной власти. Всё контролирует так называемый председатель совета, которым сам себя и назначил Батурин, при содействии Лужбина. Так возникло некое двоевластие, которое сыграло также не самую лучшую роль в будущих событиях.
Ну, а как же год 2007-й? Подождите, всё по порядку.
Итак, мы вступили в этот год с организацией довольно странного вида, где меценат, мало понимающий в её специфике, взял в руки бразды правления. Так мы провели 200-летие битвы при Эйлау в феврале2007 г., на территории бывшей Восточной Пруссии в городе Багратионовск.
С первых шагов стало понятно, что при такой системе можно сойти с ума от накладок и несуразиц. Ведь реально делать дело приходилось мне и моей команде, а Батурин не только подписывал все бумаги но и давал ценные указания, привлекая в добавок к делу каких-то посторонних людей, которые вообще ни понимали, что это такое за штука ─ военно-историческая реконструкция.
Так работать было невозможно. Как кажется, это стало ясно и самому Батурину. Поэтому, когда мы начали готовить грандиозное 200-летие битвы под Фридландом в июне2007 г., наш благодетель только подписывал финансовые бумажки и не совался более в организацию мероприятия. Причём деньги он давал щедро! Да и как можно было обойтись без щедрости, когда пришлось гнать за наш счёт четыре самолёта из Москвы в Калининград ─ три с людьми и техникой (пушками и проч.), а один с пиротехникой! Да ещё оплатил самолёт из Парижа, в котором прилетело ещё человек сто, а кроме этого пришлось строить мост через реку Алле, ибо согласно моему сценарию всё должно было быть как в настоящей битве ─ русские войска должны были подойти из-за реки и туда же уйти. Кроме того, я настоял на том, чтобы перенесли линию электропередач, которая мешала художественному восприятию образа битвы. Понятно, что эта операция была проведена не забесплатно! Построили шикарный макет города Фридланда, установили огромную трибуну для зрителей и т. д. и т. п.