Соколов О.В. Мемуары о военно-исторической реконструкции
Худо-бедно, но мы провели первую реконструкцию Бородинского сражения. Она прошла у подножья холма, где находится батарея Раевского. Стрельбы было, конечно, немного, но зато в рукопашной сходились со всей горячностью и дурью. Зрителей, как ни странно, было много, я бы сказал, даже очень много, и они остались довольны. Таким образом, это мероприятие заложило основу для всех дальнейших реконструкций на Бородинском поле.
В этом же 1989 году мы провели большое мероприятие в Питере с парадом по Невскому проспекту. Опять было несколько сот человек в мундирах разных эпох, и теперь наряду с реконструкцией наполеоновской эпохи в наших рядах появилось огромное количество людей в белогвардейских мундирах.
После наполеоники реконструкция Белого движения стала одной из многочисленных и популярных в тогдашней России. Это вполне понятно, потому что для людей того времени надеть белогвардейский мундир означало не только заниматься военно-исторической реконструкцией, но, прежде всего, обозначить свою политическую позицию. Белогвардейский мундир ─ это означало совершенно очевидную антисоветскую позицию, но при этом уважение к величию своей страны и желание видеть ее снова сильной и могучей, хотя уже на других основах. Интересно, что многие из тех, кто занимались наполеоновской армией, приняли участие в реконструкции Белого движения.
В большинстве своём люди в ту эпоху воспринимали реконструкцию с наивным восторгом. Никогда не забуду, как после нашего марша на следующий день я зашел в Дом Книги, который, как известно, расположен на Невском проспекте. И пока я рассматривал книжки, я случайно стал свидетелем разговора двух молодых продавщиц, которые делились впечатлениями о том, как они видели вчера проходившие по проспекту исторические войска. «Они были такие красивые! Такие красивые!!» ─ восторженно говорила одна из продавщиц другой, вспоминая облик наших солдат и офицеров.
Подобное отношение, конечно, способствовало тому, что ряды реконструкторов быстро пополнялись. И даже материально нам кое-чем помогали. Так, наш военно-исторический слет 89-го года был осуществлен при материальной помощи Ленинградского обкома комсомола. В отличие от теперешних спонсоров, которые за предоставленную копейку требуют восславлять ту или иную фирму, того или иного депутата, тогдашние наши «спонсоры» ничего подобного от нас не требовали, и наше мероприятия проходили под возгласы «Да здравствует Император!» или гимна типа «Боже, царя храни!» без всяких упоминаний о каких-либо комсомольских лидерах.
В 1990 году в Бельгии широко отмечался 175-летний юбилей битвы при Ватерлоо. Разумеется, я потребовал от наших «товарищей» из ЦК, чтобы федерация военно-исторических клубов Советского Союза была достойно представлена на этом юбилее. На этот раз нам не давали деньги на униформу, но билеты на самолет для всей делегации, которая насчитывала около 120 человек, были оплачены. Теперь в наших рядах было уже немало людей в приличной форме. Французы на поле боя при Ватерлоо, естественно, должны были встать во французские ряды. А русские, ввиду схожести униформы с прусской, должны были пополнить ряды армии Блюхера.
Вокруг организации этой поездки было масса курьезов. Одним из них был текст официального приглашения, которое мы получили. Приглашение, хотя и полученное не помню уж каким способом в ЦК ВЛКСМ, имело, тем не менее, в своем заглавии мой личный адрес. У бельгийцев, не знаю почему, не знаю каким образом, но осталось убеждение, что мы все представляем полк фузилеров-гренадеров. Кроме того, я жил тогда на 5-й линии Васильевского острова. И организаторы решили, что это не пятая линия, а 5-й линейный! Кроме того, переводчик, который делал официальный перевод приглашения, мало понимал в военной истории. В результате, приглашение в его официальном переводе выглядело так: «Командиру 5-го линейного Василеостровского полка стрелков-гранатометчиков (!!!)»
Однако кроме этих смешных курьезов были проблемы и посерьезнее. Получить сразу столько виз было, конечно, не очень просто. Нам требовалась поддержка от ЦК, но курирующий нас «товарищ», не знаю уж по какой причине, не мог или не хотел сделать эту работу. В результате, поездка оказалась под угрозой срыва из-за того, что мы могли остаться без виз и без всех необходимых разрешений. Дело было в мае 1990 года. Если я не ошибаюсь, мы отмечали 200-летие Московского гренадерского полка и прошли парадным маршем по улицам Москвы, как незадолго до этого шли по улицам Питера.
В какой-то момент мы оказались у памятника «Героям Плевны», который, как известно, располагается напротив того здания, где находился ЦК ВЛКСМ. Меня осенило: «Сейчас или никогда!» Я вызвал из строя десяток офицеров. Как нетрудно догадаться, некоторые были в мундире русской армии 1812 года, некоторые в мундире наполеоновской армии, а некоторые в белогвардейских мундирах. Все с саблями и шашками, а у «белогвардейцев» на портупеях висели пистолетные кобуры. Я объяснил господам офицерам, что если они желают на 175-летие при Ватерлоо в Бельгию, они должны последовать за мной беспрекословно и решительно. Так как я говорил уверенно и веря в то, что делаю, все офицеры решительно пошли за мной, а моей целью был не много не мало, кабинет Первого секретаря ЦК ВКЛСМ тов. Зюкина. Решительным шагом мы распахнули дверь здания и вошли внутрь. Вахтер попытался нас остановить, но опешивший от нашего вида и от нашей решительности, он только беспомощно замахал руками, и что-то невнятно проговорил…
Подобные предприятия могли удасться только тогда. Мы шли, конечно, не к первому и не ко второму лицу государства, но, по крайней мере, к тому, кто в иерархии советских властей стоял где-нибудь на пятнадцатом месте, а то и выше. Если бы в наше демократическое время мы вздумали бы в подобном виде с саблями на боку прорываться к пятнадцатому лицу государства, нас бы просто перестреляли. Но тогда мы были молоды, полны отваги, а тогдашняя власть, ожидая конца, чувствовала себя крайне неуверенно.
Стремительно мы взлетели по ступеням и ворвались, иначе не скажешь, в приемную. Я громко объявил секретарше, которая испуганно вскочила при нашем появлении:
− Нам срочно нужно побеседовать с Владимиром Михайловичем!
− Владимир Михайлович занят! Владимир Михайлович занят! У него сейчас совещание! ─ опешив от всего происходящего, тараторила секретарша. Но, не обращая внимания на ее протесты, я решительно открыл сначала одну, а потом другую дверь, и оказался во главе офицерского отряда внутри огромного кабинета Первого секретаря.
Товарищ Зюкин действительно проводил совещание, он сидел во главе длинного стола, по краям которого, было человек пятнадцать его помощников. Увидев, как с шумом распахнулась дверь, и как в кабинет вломилась группа офицеров, одетых в какую-то «антисоветскую» форму, с саблями и револьверами, товарищ Зюкин видимо подумал, что пробил его последний час.
Обычно в фильмах про Октябрьскую революцию изображали отряд революционных матросов и красногвардейцев, которые вламывались в кабинет Временного правительства, и их предводитель всегда грозно вещал: «Кто тут временные?! Кончилось ваше время!» Преломив, очевидно, этот штамп в своем сознании, Первый секретарь, наверное, видел сцену Белого переворота именно так как показывали в фильмах большевистскую революцию, только с той разницей, что вместо матросов в его кабинет врываются «золотопогонники» с револьверами и саблями и громко вещают что-то насчёт конца большевизма и его личного конца также…
Зюкин буквально подскочил со своего кресла, все остальные замерли как гости на пиру Валтасара, увидевшие пламенеющую надпись на стене. Но все это продолжалось буквально две секунды. Потому что я поставил задачу не попугать людей, а добиться положительного результата, и именно поэтому я самым доброжелательным голосом, который только может иметь генерал во главе отряда, произнес:
− Здравствуйте, Владимир Михайлович! Извините нас за вторжение, но вопрос, по которому мы должны к Вам обратиться, не терпит отлагательств.
Как ни странно, вместо того, чтобы выставить нас вон, товарищ Зюкин, обрадованный, что оказалось вовсе не так страшно, как ожидалось, расплылся, наоборот, в самой доброжелательной улыбке и, протягивая мне руку, проговорил:
− Что вы, что вы, товарищи. Я, конечно, понимаю, что вас привели очень важные дела…
А дальше он внимательно выслушал все то, что я вкратце изложил, сделав пометку в блокноте…
Все продолжалось несколько минут, а на следующий день наш вопрос был решен, и визы в скором времени все получили. Поездка на Ватерлоо состоялась…
Битва при Ватерлоо 1990 года явилась еще одним этапов в развитии нашего движения. Впервые мы участвовали в большом сражении, где на поле боя было где-то около 2,5 тысяч солдат. Конечно, больше половины из участников Ватерлоо 1990 года были бельгийские «маршёры», то есть люди, занимающиеся не реконструкцией, а продолжающие традицию сопровождения религиозных процессий в униформе и с оружием.
Для не знающих, что это такое, сделаем небольшое пояснение. В католической Валлонии (часть территории современной Бельгии) издавна религиозные процессии сопровождались отрядами местного ополчения с оружием. После битвы при Ватерлоо бельгийские крестьяне подобрали на поле сражения множество мундиров, снятых с убитых солдат. Эти мундиры и стали надевать на себя местные ополченцы, участвовавшие в праздниках. Ясно, что со временем мундиры износились, и их стали заменять, сделанными вновь по образцу старых, но не точно, а приблизительно. И так многие десятилетия…
Всё это продолжалось более полутора веков, пока в конце XX века не появилась военно-историческая реконструкция. Так как на первых порах реконструкторов было немного, а «маршёров» хоть отбавляй, именно последние составляли главную «ударную» силу исторических мероприятий.
Трудно описать, что из себя представляли одежды и внешний вид этих бельгийских фольклорных коллективов. Для начала, ни один из них не имел понятия о строевых уставах наполеоновского времени. В строю стояли и старики, и дети, и женщины, все вперемешку. Ну, а что касается униформы, волосы вставали дыбом у любого, кто хоть как-то представлял себе одежду начала XIX века. Мешкообразные мундиры из синтетики, застегивающиеся на липучках; у саперов, гордо вышагивающих во главе строя, бороды из пакли, как у Дедов Морозов, кроссовки вместо башмаков и т.д., и т.п.